Забыть о побеге

Для многих осужденных дорога к местам отбывания наказания растягивается на долгие дни. Сутки напролет рядом с ними находится конвой. Служба не из легких, здесь необходимы внимание, ответственность, твердость, выносливость. Знания и навыки конвоиров оттачиваются годами.

Под стук колес

У сотрудников отдела по конвоированию уголовно-исполнительной системы региона новоселье. С прежней базы в Росляково они перебрались на знаменитые «Угольки». Теперь отдел располагается в учебном центре под одной крышей с коллегами. При этом, как сообщил начальник УФСИН России по Мурманской области полковник внутренней службы Евгений Шихов, только на отоплении ведомство сэкономит в год два с половиной миллиона рублей. И в случае нештатных ситуаций в исправительных учреждениях специальное подразделение с необходимой техникой и подготовкой всегда наготове.

Под крышей учебного центра теперь можно отрабатывать все этапы работы с конвоируемыми. Например, действия при перевозке спецпассажиров по железной дороге. В большом учебном зале есть фрагмент специального вагона в натуральную величину, в котором осужденных отправляют к местам отбывания наказания. С виду вагон как вагон, даже по ведомственной железнодорожной раскраске снаружи его не отличить от тысяч других. Но на этом сходства и заканчиваются. Внутри все совершенно иначе. Сконструирован такой вагон на базе обычного плацкартного. Правда, убраны почти все боковые места, а те, что оставлены, отгорожены сплошной решеткой. В таких «купе» нет привычного приоконного столика. Полки тоже комфортом и мягкостью не отличаются. И разумеется, вместо улыбающихся проводниц – конвой. Для него в вагоне тоже есть свое помещение.

– У нас не было ни единого случая нарушения правил со стороны конвоируемых, – присоединяется к разговору заместитель начальника регионального УФСИНа полковник внутренней службы Евгений Салыкин.

Рядом с вагоном – фрагмент автомобиля для перевозки подопечных. Те же прочные решетки, двери под замками, такие же скамейки. Пересадка прибывших из одного транспорта на другой – очень ответственный момент. Тут все действия конвоя должны быть доведены до автоматизма. Каждому нужно знать свое место и четко выполнять предписанные инструкциями действия. Тогда и накладок не будет. В минувшем году сотрудники отдела по конвоированию перевезли свыше четырех тысяч осужденных и лиц, содержавшихся под стражей. Одну осужденную с грудным ребенком пришлось везти самолетом. Такое тоже предусмотрено инструкциями. Фрагмента самолета в отделе нет, так что правила авиаперевозки изучаются на масштабном макете.

 По космическим технологиям

В соседнем классе тонкости своего дела оттачивают водители автомобильного спецтранспорта. У каждого из них должны быть профессиональные автомобильные права категории «D» – такие, которые позволяют садиться за руль пассажирского автобуса. Автопарк отдела впечатляет – от КамАЗов до автомобилей малой вместимости на базе «ГАЗелей». И каждый с современной начинкой внутри, в частности – с системой слежения. Все перемещения автомобиля отслеживаются системой ГЛОНАСС. Незапланированные остановки в пути или изменения в маршруте сразу же отмечаются на пульте дежурных операторов в отделе. За обстановкой внутри «пассажирского салона» ведется видеонаблюдение из кабины, где все происходящее записывается на камеру. Там же установлены системы кондиционирования воздуха.

– Если камера несанкционированно открывается, сигнал тревоги моментально появляется на пультах в кабине автомобиля и на дежурном посту, – говорит начальник отдела по конвоированию УФСИН по Мурманской области подполковник внутренней службы Владимир Галаев. – Но если все сделано правильно, такое практически не может произойти.

 Помощники

Транспортировка спецконтингента невозможна без служебных собак. Их в отделе восемь. У каждой свои характер и норов. Четвероногие помощники на службу попадают по-разному. Перспективных щенков привозят из питомников, кто-то из сотрудников служит со своими собаками. А бывает, что псов приводят горожане, которым оказалось не под силу справляться с большой собакой. Срок службы у собак здесь – 8–9 лет. За их состоянием внимательно следят ветеринары. Как только барбос перестает справляться со своими обязанностями, его отправляют на заслуженный отдых. Большинство стараются пристроить в надежные руки собаководов. Кстати, питомцы кинологической службы УФСИНа – постоянные участники показательных выступлений для детворы, что приходит с экскурсиями в ведомственный питомник. И тут собаки стараются показать себя во всей красе: и условного нарушителя вмиг на землю уложат, и по загривку позволят себя потрепать. А особо смелым обязательно нос лизнут.

 

 Валерий СЕРЕБРЯКОВ

Обсудить у себя 0