Смотреть глазами, помнить - сердцем

Необычную выставку представил в стенах УФСИН ветеран ведомства Константин Гусев

«Смотреть глазами. Не руками!» Эта надпись на листе бумаги отнюдь не останавливает пятилетнюю Машу от намерения покрутить пропеллер крохотной модели истребителя-бомбардировщика ЛаГГ-3. На выставку коллекции Константина Гусева Маша пришла с мамой, сотрудницей УФСИН. Но даже строгие увещевания не очень помогают — детские ручки к самолетам так и тянутся.

— Вот так же и мои внуки, — улыбается, глядя на неподдельный интерес к его моделям полковник внутренней службы в отставке Константин Гусев. — Как ни предупреждай, что очень хрупкие эти самолетики, обязательно надо руками потрогать!

Впрочем, офицеры личного состава УФСИН тоже с нескрываемым любопытством столпились перед стендами. А посмотреть есть на что. Кроме моделей русских и иностранных самолетов, которые участвовали в боях Великой Отечественной, тут и снимки тех, кто на них летал, а также сведения о них — не просто биографические, но и порой весьма необычные. Да, они были героями. Но одновременно — и просто людьми, с порой непростыми судьбами, неординарными характерами, способными на бурные эмоции, отчаянные поступки.

— Все, кто интересуются событиями военных лет, хорошо знают имена Героев Советского Союза Александра Покрышкина, Ивана Кожедуба, Бориса Сафонова и других, — останавливается у одной из экспозиций Константин Гусев. — Но вот снимок человека, который героем так и не стал, хотя у него за спиной более 400 боевых вылетов и 13 лично сбитых немецких самолетов. Вот тут представлена последняя страница наградного листа на звание Героя.

О присвоении этого звания капитану Юрию Павловичу Шитову в июне 45 года ходатайствовали командующий Балтийским флотом Трибуц, а также командующий авиацией флота. Однако вот заключение наградной комиссии народного комиссариата ВМФ СССР: «Не согласен! Дважды судим, один раз был приговорен к расстрелу. И вообще он хулиган и пьяница». Такую резолюцию вынес начальник ВВС ВМФ. И это несмотря на то, что Юрий Шитов прошел всю войну от и до, был уже награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя — Отечественной войны I степени, многими медалями… Но в его послужном списке несколько серьезных взысканий и понижений — от замкомандира эскадрильи до рядового летчика — за дисциплинарные нарушения. Так что Героем он так и не стал.

И все же какая судьба! 18 лет в небе, считался настоящим асом летного дела, а уйдя в отставку в звании гвардии майора, жил в городе Сочи и писал картины. Обойдя высшей наградой, в остальном судьба была к нему все-таки благосклонна.

На портрете — веселый парень с белозубой улыбкой, с лихим кучерявым чубом (когда началась война, ему было всего 27 лет). А под ним — собранная Гусевым модель одного из его самолетов — ЛаГГ-3. Модель из серого пластика, а в реальности этот самолет конструкции Лавочкина, производился из различных видов древесины. Хорошо вооруженный, но довольно тяжелый для своего не слишком мощного мотора, он был далек от совершенства (языкастые летчики прозвали его «ЛАкированный Гарантированный Гроб»). И тем не менее в боях оказался достаточно маневренным. На нем удавалось сбивать гораздо более совершенные мессершмитты. Конечно, если за штурвалом сидел такой летчик, как тот же Шитов, Кожедуб, Сафонов.

Но беда в том, что по-настоящему квалифицированных пилотов к началу Великой Отечественной в Советском Союзе было не так уж много. А потери первых месяцев еще и проредили их ряды. Училища не успевали толком готовить пилотов, и на боевые вылеты нередко отправлялись прошедшие ускоренные курсы парни, успевшие налетать лишь несколько часов. Противостояли же им обученные профессионалы, успевшие получить немалый опыт в сражениях над Европой. Как же удалось в конце концов их победить? Ведь не только на энтузиазме и патриотизме?

На эти вопросы и отвечал Константин Гусев в подробной и интереснейшей беседе, которую провел с личным составом УФСИН на очередном занятии по служебной подготовке. Понятно, что в преддверии Дня Победы эта тема была самой актуальной. И обогатила новыми знаниями сотрудников, узнавших неизвестные им факты о тех, кто защищал небо страны. Особенно интересно было послушать о подвигах асов военного Заполярья — Бориса Сафонова, Алексея Небольсина, Алексея Хлобыстова, Павла Кутахова и их товарищей.

После беседы многие из офицеров остались, чтобы рассмотреть модели подробнее. Эти самолетики не просто тщательно собраны из готовых деталей. Коллекционер индивидуализировал их по образу и подобию боевых машин конкретных летчиков.

Например, на борту истребителя того же Юрия Шитова был изображен червовый туз со вписанной в окружность свирепой львиной мордой — на страх врагам! А на хвосте самолета известного защитника заполярного неба Леонида Гальченко — черная кошка, которая уже почти закогтила воробья (подразумевался, конечно, противник). Знаменитый ас Владимир Покровский (его бюст установлен в поселке Сафоново) — на фюзеляже изобразил леопарда, который ловит за хвост мессера. Эти изображения Гусев перенес на свои миниатюрные копии.

Хватает на выставке и моделей воздушных кораблей союзников — пилотов эскадрильи «Нормандия-Неман». Присутствуют на стеллажах и самолеты противника. Немецкие фокке-вульфы, мессершмитты, в том числе первый реактивный из примененных в годы войны — мессершмитт-262.

— Неужели вы сами никогда не хотели стать летчиком? — спрашиваю у Константина Гусева.

— У меня к восьмому классу зрение подкачало, медкомиссию в летное училище я бы не прошел, — признается он. — А вот читал об авиации очень много — с самого детства и всю жизнь. Даже под одеялом с фонариком, когда мама ругала за чтение чуть ли не до утра.

Мальчишкой родители привезли его из родной Тулы в Мурманск, и здесь прошла практически вся жизнь. В управление исполнения наказаний попал после армии по совету служившего там одноклассника. И отдал нелегкой службе более 30 лет. Долгое время был заместителем начальника областного управления, курировал воспитательную работу с личным составом и с осужденными.

А что касается его увлечения, то начиналось оно с изготовления моделей самолетов Второй мировой. Американские, английские, немецкие, французские, японские — их Гусев собирал много лет. Но потом накопилось столько, что хранить оказалось негде — квартира-то не резиновая. И тогда он придал коллекции более узкое направление: выбрал лишь самолеты известных асов той незабываемой войны. Кстати, современные самолеты, так уж сложилось, душу ему не греют.+

Вскоре Константин Эдуардович намерен вернуться на родину, в Тулу. Сейчас он упаковывает свою коллекцию. Все самолеты (их больше полусотни), конечно, взять с собой не сможет, так что десятка три, скорее всего, украсят один из заполярных музеев. Какой, пока неизвестно. Возможно, это музей Северного флота.

 

Нина Антонян 

Обсудить у себя 0